Газовые миллиарды. Как они расходуются на территории Коми?

6 апреля 2012 - 19:47

23 марта «Трибуна» рассказала о пресс-конференции генерального директора ООО «Газпром трансгаз Ухта» Анатолия Захарова. Встреча руководителя с журналистами была в основном посвящена запуску этим летом газопровода Бованенково—Ухта.

Анатолий Захаров сообщил о том, как новый газопровод изменит экономический ландшафт Европейского Севера, сделав Республику Коми крупнейшим газотранспортным коридором России. Однако еще до начала эксплуатации газопровода Республика Коми получила от Газпрома серьезные преференции. И об этом следует рассказать подробнее.

Тепло Севера на юг

На окраине села Вогваздино в Усть-Вымском районе висит баннер, на котором схематически изображена газовая магистраль «Сияние Севера» и красуется слоган: «Тепло Севера на юг». Многие проезжающие с некоторой иронией воспринимают эти слова, дескать: «Тепло на юг, а что останется Северу?»

При строительстве газопровода Бованенково—Ухта, как сообщил журналистам Анатолий Захаров, югу Коми досталось не только тепло Севера, но и многие его социальные объекты.

— Между правительством РК и Газпромом в связи со строительством газопровода Бованенково—Ухта подписано несколько договоров о партнерстве, — сообщил Анатолий Алексеевич. — Так, компания взяла на себя обязательство направить на развитие в республике объектов здравоохранения, спорта, отдыха два миллиарда рублей. Большая часть этих денег уже перечислена. Последние 500 миллионов рублей республика получит в этом году. Кроме того, 1 миллиард рублей Газпром вложит в социальные объекты в соответствии с договором, заключенным при строительстве газопровода Ухта–Торжок.

Особенность этого сотрудничества, отметил А. Захаров, заключается в том, что компания не определяет то, куда будут направлены средства. Это исключительно прерогатива правительства Республики Коми.

За минувшие четыре года договор о партнерстве в рамках строительства газопровода Бованенково—Ухта менялся около 10 раз. Цифры финансовой помощи Газпрома при этом оставались неизменными. Однако применение деньгам каждый раз находили новое.

— Вообще-то в начале строительства газопровода предполагалось, что эти средства будут вложены в основном в строительство больниц, ледовых дворцов, спортивных и детских объектов в населенных пунктах, которые расположены вдоль газовой трассы. Но постепенно большинство крупных объектов «переехало» на юг республики и в Сыктывкар. Правительство считает приоритетным именно такое направление использования средств — в южных районах больше населения, следовательно, больницы, спортивные объекты, построенные на «газовые» деньги, можно будет использовать эффективнее, с большей загрузкой. Мы не против подобного подхода, — отметил генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Дорожный вопрос

В почте «Трибуны» «дорожный» вопрос сегодня один из самых проблемных.

О бездорожье в газету пишут жители Вуктыла, Удорского района, Троицко-Печорска. Знаменитый «серпантин» на дороге Нижний Одес—Ираель давно уже, по сути дела, не соединяет районы, а разъединяет их. Чудовищные рытвины и ямы в межсезонье способны поглотить здесь большегрузные автомобили. Недаром «серпантин» попал в лидеры рейтинга самых ужасных дорог России.

Другое дело, что именно эти дороги «вывезли» на себе социальную сферу республики в самом сложном кризисном году — 2009-ом. Весной того года, в преддверие «большого ремонта» на дорогах, власти республики вынуждены были секвестировать бюджет. В первом квартале 2009 года собираемость налогов упала более чем на 20 процентов. Чтобы выполнять свои обязательства перед учителями, врачами, бюджетные деньги изъяли в основном из строительной сферы. Финансирование сократилось почти в два раза, дороги стали приходить в упадок.

Свою лепту в разрушение дорожного полотна внесли и тяжеловесные машины, которые доставляли грузы для строителей газопровода. Однако работали эти большегрузы в основном на трассе Сыктывкар–Ухта. А дороги разваливались повсюду.

Но именно Газпром, учитывая влияние своих большегрузов на главную дорогу Коми, выделил республике 6,5 миллиарда рублей на восстановление автотрасс. Эта сумма превышает годовой объем бюджетных поступлений в дорожную отрасль.

Куда едем?

Как же используются «газовые» деньги? На этот вопрос отвечает руководитель Дорожного агентства РК Эдуард Слабиков:

— Средства, поступающие в республиканский бюджет от ОАО «Газпром» с целью ликвидации ущерба, причиняемого транспортом при строительстве системы магистральных газопроводов на территории Республики Коми, в 2011 году направлялись на капитальный ремонт автодорог Сыктывкар—Ухта, Вогваздино—Яренск, подъезда к городу Микунь, дороги Кожва—Озерный и подъезда к поселку Красный Яг. Окончание работ здесь предусматривается в 2012 году.

Кроме того, в 2012 году в перечень работ по капитальному ремонту включены участки автодорог Озерный–Приуральское, подъезд к поселку Ярега, подъезд к поселку Малая Пера, обход города Сосногорска, дорога Ираель—Ижма (тот самый знаменитый «серпантин»), а также обход города Сыктывкара с подъездом к промузлу Эжвинский.

Общая протяженность автодорог регионального или межмуниципального значения, которые за 2011-2012 годы планируется капитально отремонтировать за «газовые» деньги, составит более 260 км, — подчеркнул руководитель Дорожного агентства.

— В 2012 году мы планируем предоставить из республиканского бюджета Республики Коми субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог органам местного самоуправления Воркуты, Инты, Сосногорска, Ухты и Емвы, — сообщил Эдуард Слабиков. — Планируемая протяженность отремонтированных дорог в данных муниципалитетах составляет 24,7 км.

Вуктыл — не тыл

На пресс-конференции Анатолия Захарова тревожно прозвучал вопрос журналистов газеты «Сияние Севера» о строительстве «дороги жизни», соединяющей город газовиков — Вуктыл — с остальной республикой:

— Судя по опубликованным планам Дорожного агентства, вуктыльская дорога как объект первостепенной важности не значится. Получается, что газовики выделяют деньги на дороги республики, а сами пользуются абсолютно «убитой» трассой?

— Из тех самых 6,5 миллиарда рублей обязательно должны быть выделены средства и на дорогу Ухта—Вуктыл, — отметил Анатолий Алексеевич. — У меня есть официальное письмо за подписью заместителя главы республики Александра Бурова о том, что в 2012 году за счет денег Газпрома эта дорога будет реконструирована. Самый сложный участок от города до переправы на Печоре оденут в асфальтовое покрытие.

Эту информацию подтвердил и руководитель Дорожного агентства Э. Слабиков.

Помощь будет расти

На встрече с журналистами Анатолий Захаров подробно рассказал и о программах благотворительности, которые сегодня действуют на предприятии:

— На благотворительность в прошлом году ООО «Газпром трансгаз Ухта» направило свыше 40 миллионов рублей. — Но если оценивать все, что было сделано, сумма будет больше. Если же говорить о конкретных объектах, за счет благотворительной помощи, к примеру, мы сегодня помогаем строить православный храм в городе Ухте. В 2012 году на эти цели направим примерно ту же сумму, что и в прошлом — 5 миллионов рублей.

— Основную часть средств мы расходуем на территории Республики Коми, — отметил генеральный директор. — И это понятно — ведь здесь расположены все главные производственные объекты нашего предприятия. Но и в Ярославле, в городе Мышкине, в Вологодской области – везде, где находятся наши подразделения, мы помогаем школам, учреждениям культуры, спорта. Надеемся, что в связи с расширением нашей деятельности возможности помощи людям тоже будут расти. И если предприятие вдвое увеличит транспорт газа, то и его помощь нуждающимся вырастет примерно в той же пропорции.

Как попасть на работу

Многих участников пресс-конференции интересовало: испытывает ли «Газпром трансгаз Ухта» кадровый голод, откуда он черпает трудовые резервы и как легче всего получить работу на объектах транспорта газа?

Руководитель предприятия подчеркнул, что главным источником квалифицированных кадров для предприятия служит Ухтинский государственный университет.

— Партнерские отношения с университетом у нас сложились с момента образования предприятия, — отметил А. Захаров. — Последние 25 лет мы регулярно формируем соглашения с университетом, в которых оговорены все вопросы взаимодействия — нашей материальной помощи университету и его обязательства по подготовке кадров для отрасли. В частности, в Ухте сегодня создана уникальная технологическая цепочка по обучению кадров: все ребята, которые учатся в университете, одновременно проходят обучение и в нашем кадровом центре. Получая диплом УГТУ, выпускники одновременно получают и рабочую специальность газовика. А мы уже на стадии обучения имеем возможность оценить потенциал будущего специалиста.

— В целом серьезного кадрового голода «Газпром трансгаз Ухта» не испытывает, — сообщил А. Захаров. — Но есть ряд профессий, которые можно и сегодня считать дефицитными. Это связисты, специалисты по автоматизированным системам управления. Со временем, надеюсь, таких специалистов сможет готовить и наш технический университет.

Владимир Овчинников,

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.