Водный очистят. Федералы законсервируют радиоактивную землю

5 мая 2012 - 14:00

Коми станет пилотным регионом по реабилитации в России радиационно загрязненных территорий. Об этом заявил представитель Дирекции по ядерной и радиационной безопасности госкорпорации «Росатом» Евгений Комаров на заседании президиума Госсовета Коми.

Гордиев узел

– Проблема Водного очень серьезная и долго никакой работы по этому вопросу не проводилось. Сегодня нам нужно понять: что уже сделано, что нужно и что власти могут сделать, чтобы ускорить работу по реабилитации загрязненных участков, – определил цели встречи председатель парламентского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Макаренко.

На его вопросы ответила председатель комитета по обеспечению гражданской защиты Елена Перминова. Она рассказала, что в 2009-2011 годах в рамках программы «Росатома» институт биологии Коми научного центра УрО РАН и ОАО «РАОПРОЕКТ» проводили радиоэкологические изыскания на территории Водного и инвентаризацию загрязненных территорий. По итогам была разработана концепция реабилитации зараженных участков.

– Но у нас есть три основных проблемы, без решения которых мы не можем начать работу, – уточнила Елена Перминова. – Радиоактивные отходы не имеют собственника, земля бывшего завода «Водный промысел» никому официально не принадлежит и потому места расположения отходов не стоят на госучете.

По ее словам, чтобы разрубить этот гордиев узел, необходимо заключить соглашение между правительством региона и госкорпорацией «Росатом» о взаимодействии.

Бестолковый хозяин

Завотделом радиоэкологии института биологии КНЦ Владимир Зайнуллин, заметил, что с годами проблема набирает обороты.

– Радиоактивные элементы за три десятка лет с поверхности ушли вглубь почвы. Это усложняет задачу по очистке территорий от заражения, – пояснил эксперт, намекая на то, что дальше затягивать решение проблемы нельзя. – К тому же, несмотря на ограждения и таблички на особо опасных зонах, проблему бестолкового хозяина никто не отменял: люди заходят на территорию бывшего завода, забирают зараженный металлолом или косят траву для скотины, а то и строят дома на зараженных участках…

После того, как собравшиеся выслушали полный расклад по ситуации в Водном, специально прибывший из Москвы гендиректор ОАО «РАОПРОЕКТ» Александр Собко рассказал о подготовительных работах по концепции реабилитации зараженных участков. «Принцип планируемой работы прост: создается специальный пункт консервации, в котором будет храниться зараженная земля», – пояснил он и подчеркнул, что уже назначены конкретные специалисты, подготовлен проект соглашения между «Росатомом» и правительством республики. Оно ускорит сроки его реализации.

Начальник отдела проектного офиса «Создание системы обращения с отработанным ядерным топливом и вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов» дирекции по ядерной и радиационной безопасности госкорпорации «Росатом» Евгений Комаров отметил, что накопленный материал о Водном позволит перейти в практическую плоскость реализации проекта. «В «Росатоме» было принято решение не распылять средства на большое количество объектов в Росии, а сконцентрироваться на одном и довести его до конца. Поселок Водный – это пилотный проект, на котором мы хотим отработать механизм решения организационно-технических вопросов», – признался Евгений Комаров. По его мнению, сейчас первоочередной задачей должна стать регистрация радиационных отходов и определение их собственника.

– Мы заинтересованы в решении проблем Водного. Как вариант, предлагаю республике взять их на свой баланс, после чего они будут признаны накопленными отходами и перейдут во владения Российской Федерации, что облегчит нам задачу, – предложил выход столичный гость.

Подводя итоги заседания, Александр Макаренко добавил:

– Пока принимаются необходимые документы по обращению с радиоактивными отходами на федеральном уровне, республика должна параллельно сделать все, чтобы к моменту вступления федеральных документов в силу поселок был готов к тому, чтобы им занялись в первую очередь. Этот вопрос висит более 40 лет, пора бы его уже решить!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.