Где захоронят радиационные отходы и, будет ли расширятся свалка? Этими вопросами задались жители поселков Водный, Шудаяг и Ярега.
Проект «могильника», разработанный санкт-петербургской фирмой, был представлен ухтинцам в апреле этого года. Однако 330 миллионов, выделенные государством, пока зависли в воздухе. Люди сомневаются, подрядчики ждут, а радиация продолжает «фонить». Разобраться в ситуации отправились местные общественники, журналисты и геологи.
Предыстория
16 августа общественность собралась в кабинете руководителя администрации МОГО «Ухта» Игоря Леонова. Сначала присутствующие выслушали мнение специалиста, профессора геолого-минералогических наук Валерия Копейкина. Он оценил проект «Росатома» на «удовлетворительно». Уточнив, что суммы, выделенной на его реализацию, хватит лишь на то, чтобы частично очистить территорию самого поселка. Но даже эта «капля в море» радиации, которая скопилась вокруг Яреги, Шудаяга и Водного - существенна. Опасно ли само существование хранилища? Нет. Тем более, что рядом с каждым из этих поселков такая же ситуация. Но на вопрос: «Не устроят ли в Водном общероссийскую свалку опасных отходов?»,- ответил, что это зависит от Республиканской власти. Пока идут споры, власть местная начала первичную регистрацию источников загрязнения. После того, как она будет завершена, территория Водного сможет войти в список «зараженных территорий», что в дальнейшем позволит жителям поселка получать доплаты и путевки на лечение.
Пока же Игорь Леонов дал поручение разъяснить ситуацию самим жителям.
- Место уже выбрано, акт выбора земельного участка уже утвержден приказом комитета лесов РК. Нам придется с этим жить, так как перенос «могильника» будет стоить в несколько раз больше. И, есть вероятность того, что мы просто останемся ни с чем. Поэтому давайте обсуждать, давайте встречаться совместно с общественным советом и проводить разъяснительную работу среди населения.
Первыми узнать, чтобы рассказать другим отправились журналисты.
Дорога к Водному
Радиационный фон, журналисты начали замерять еще в черте города. Дозиметр показал 6-8 микрорентген в час и это норма. В некоторых же местах было превышение до трех раз.
По дороге в Водный, показания дозиметра снова начали расти. У нефтяной скважины свободного доступа на берегу р. Чуть – фон был превышен в несколько раз.
На дне этой скважины, как рассказал профессор Валерий Копейкин, вода, из которой методом выпаривания добывали радий. Подобных ей, в ухтинском районе множество. Только вдоль этой реки их десятки, а ведь это – одно из мест, куда приезжают отдыхать ухтинцы. При чем раньше каждая скважина была ограждена, а рядом стоял знак радиационной опасности. Сейчас все заброшено, а естественные источники нейтронов находятся в свободном доступе.
«Хвостохранилище»
На первый взгляд несколько гектар земли за бетонным забором на окраине п. Водный кажутся вполне обычными. И лишь те, кто жил в поселке или изучал эту территорию, знают, что это хранилище радиоактивных отходов завода «Прогресс». Доступ туда не охраняется, само хранилище находится под открытым небом. А среди деревьев можно увидеть промышленный мусор. И, хотя ворота закрыты, кроме оранжевой надписи: «Осторожно! Радиация!», входу ничего не препятствует. Части забора местные жители давно уже растащили по погребам, а зараженные металлические останки даже пытались сдать в «металлолом». Несколько лет назад, забор восстановили. Но с моста видно, что и там уже побывала «рука человека». Как показала практика, и наличие забора, и болотистая местность, и радиационная опасность – не мешает местным жителям ходить здесь, ловить рыбу и жить.
- Радий здесь везде, даже в стволах деревьях, рассказывает проводник- Валерий Копейкин, - Вдоль забора здесь примерно 50 мкр/ч, местами до 6000.
Водненские дачи
Вид из окон водненских дач достаточно прозаичный – поле да лес. Но стоит поднести дозиметр ближе к земле, как цифры начинают «нервно прыгать». 80,90,100 показывает дозиметр, а местами и до 160 рассказал профессор, который неоднократно здесь бывал со студентами.
- Чтобы очистить этот участок, нужно полностью убрать грунт на глубину примерно 1,5 метра и перезахоронить, - рассказывает профессор геолого-минералогических наук.
Останки 10 завода
В нескольких километрах от Водного, на одном из грибных мест, сохранились останки завода №10. Печь, в которой добывали радий -разобрана по частям, дозиметр рядом с ней просто зашкаливает, разнося по лесу звук прибора. Почти 1500 мкр/ч и это там, куда ничего не подозревающие жители п. Водный и Ярега ездят за грибами. Кстати, их здесь действительно много и выглядят они аппетитно.
Под землей – безопасно
По проекту реабилитации объектов все радиоактивные участки планируют спрятать под землю. Не просто закопать, а даже зараженный грунт убрать в специальные мешки, обложить вокруг глиной, бетоном, песком и удалить от поверхности на максимальную глубину.
Как прокомментировал проект Валерий Копейкин, этот способ эффективен, при чем, на всех загрязненных участках.
- На территории «хвостохранилища» будет выкопан ров 10 метров глубиной, который засыпят глиной. Этот природный материал не не пропустит радиацию. В лесу, где когда-то был 10 завод, тоже есть глиняное возвышение. Этот район уже проверен ухтинскими геологами. Там они бурили скважины, изучали керн. Выяснили, что это место идеально подходит для подобных целей. При чем, эта возвышенность настолько большая, что может вобрать в себя всю грязь Ухты.
Вывоз отходов
По мнению экспертов, вывозить радиацию нет надобности. Они понимают – это плохо отразиться на окружающей среде. Лучше закопать отходы прямо в тех местах, где они находилась десятки лет. Убрать придется не только останки производства, но и менее радиоактивный грунт. Перевозить этот самый грунт придется на небольшие расстояния по староводненской дороге. Там специально для этого укрепят мост через реку.
- Сделать это придется, комментирует Валерий Копейкин, - так как если все отходы собрать в одном месте – «хвостохранилище», то там вырастит гора, размером в несколько этажей. Разровнять не получится, рядом река.
Ярега и Шудаяг – зона поражения
По сути в Яреге и Шудаяге ситуация ничем не отличается. На левом берегу Шудаяга - могильник сангородка. Там люди спокойно сажают картошку, а рядом «скромно» торчит труба ничем не огороженной скважины. В пяти километрах от Яреги есть опасное грибное место, где лежат останки одного из заводов. Радиационный фон там, так же как и на Водном, превышает нормы в несколько раз.
Выход
Выход специалисты и общественники видят один: начать очистку территории ухтинского района от радиации – необходимо. Иначе средства уйдут в другой регион, а на Водном, Яреге, Шудаяге продолжит расти неофициальная статистика онкологических заболеваний. Обсуждение вопроса перезахоронения будут еще в сентябре. При совете города снова соберут общественный совет, снова покажут презентацию, снова ответят на те же вопросы, которые подробно расписал «РАОПРОЕКТ». Ознакомиться с ними можно и на сайте Администрации МОГО «Ухта». Но вот что говорят те, кто уже объехал свалку радиоактивных отходов:
Елена Золотова, начальник Управления архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды МОГО «Ухта»
- К сожалению, мы не можем отказаться от того проекта, на реализацию которого местные власти дали разрешение еще в 2012 году. Перезахоронение радиоактивных отходов одобрено уже и на уровне республики. Хочу отметить, что просто так пополнить наш могильник не получится, как беспокоятся многие ухтинцы. Если об этом когда-нибудь пойдет речь, разрешение придется спрашивать у общественности. А значит, что нужно будет проводить общественные слушания и подробно рассказывать что и как собирается у нас закапывать.
Наталья Шарапова, заведующая отделом по работе с территорией пгт. Ярега, Управления по работе с территориями администрации МОГО «Ухта»
- Лично меня поездка по зараженным местам поселка Водный очень впечатлила. Этим людям и нам всем проект просто необходим, в этом я убедилась лично. Конечно, мне хочется надеется на лучшее, что зачистка территории будет сделана качественно, в соответствии со всеми нормами и требованиями. Надеюсь, проект станет началом, ведь в самой Ухте еще много зараженных мест, да и на Яреге тоже. Теперь я точно знаю, куда не надо ходить за грибами и где опасно.
Татьяна Чукаева, руководитель сектора по работе с территорией пгт. Шудаяг, Управления по работе с территориями администрации МОО «Ухта»
- Мы все понимаем, что этот проект нужен и не оспариваем тот факт, что он хорош. Но у людей есть опасения, ведь «соседство с могильником» - опасно. Мы не сможем сразу почувствовать, надежно ли убраны радиоактивные отходы под землю или нет. К сожалению, аналогов подобного перезахоронения нет и наш проект «пилотный». По сути жители Шудаяга не против проекта, вопрос весь в том, насколько качественно он будет реализован.
Того же мнения и тех же опасения придерживаются многие ученые-геологи. Но, настаивают – схема по перезахоронению радиоактивных отходов соответствует всем нормам. А общественники предлагают взять реализацию проекта под контроль. И для начала вместе со специалистами периодически замерять радиацию в тех местах.
Отправить комментарий